Детская психотерапия и ее отличительные особенности
29 Авг 2012, Опубликовано: KatarinaПсихотерапевтические подходы и методы, применяемые в терапии и адаптации детей и подростков с пограничными, психическими и психосоматическими патологиями, направлены на воздействие как на ребенка, так и на его окружение. В психологии методы детской психотерапии применяются для коррекции развития и возрастных кризисов ребенка, а также для решения многих проблем в детском возрасте (личного, семейного и социального плана): фобии и страхи, энурез, трудности во взаимоотношениях с родителями, сверстниками, учителями и пр.
«Детская» разительно и принципиально отличается от методик «взрослой» психотерапии. Это связано с незрелостью личности ребенка, своеобразием психогенных факторов, которые обуславливают невротическое реагирование, отличительными свойствами детской психики, — это высокая возбудимость, аффективность, внушаемость, впечатлительность, склонность к фантазированию. Кроме того, трудно умалить значение симбиотического характера взаимоотношений между ребенком и мамой в первые годы жизни. Именно поэтому, чем младше дитя, тем более обоснована ориентация психотерапии на работу специалиста с системой «мать-дитя». Но если речь вести о практике, терапевтическую работу с детьми чаще проводят в специальном пространстве.
Психотерапевтический центр, в который можно привести ребенка до 7 лет, имеет комнату для работы с детьми и в хороших центрах в такой конате есть игрушки, песочница, наборы карандашей и пластилина, запас бумаги, самые разные куклы и персонажи современных и популярных мультиков как мягкие игрушки. Детский психотерапевт участвует в оборудовании такого необычного кабинета.
Применение психотерапевтических методов и их сочетания в конкретном индивидуальном случае определяется уровнем нервно-психического реагирования, который преобладает в конкретном возрастном периоде ребенка:
от рождения до 3 лет — соматовегетативный уровень;
от 4 до 7 лет — психомоторный уровень;
от 5 до 10 лет — аффективный уровень;
от 11 до 17 лет — эмоционально-идеаторный уровень;
а также возрастным периодом ребенка с его характерными особенностями нервно-психического развития:
От 2,5 до 4 лет — период самоутверждения, становления личности, самооценки и системы отношений ребенка. В этом возрасте психотерапия заключается в применении комплекса методов: коррекции (лечебно-педагогической) неправильного стиля семейного воспитания (семейная психотерапия) и детской игровой психотерапии, которая обеспечивает оптимизацию взаимоотношений со сверстниками.
От 4 до 7 лет — период застенчивости. Психотерапия предполагает включение в основную работу с ребенком семейных и индивидуальных методов. Большое значение здесь приобретает и групповая психотерапия с целью достижения эмоционального отреагирования конфликтной ситуации в группе, а также устранения в сознании детей угрожающих образов через их условное изображение и преодоление в игровой форме.
Период от 7 до 8 лет жизни является этапом адаптации в массовых школах. Психотерапевтический подход ориентирован на преодоление трудностей в коммуникации и основан на индивидуальной, семейной и групповой психотерапии в сочетании с поведенческими методами (контактная десенсибилизации, эмотивного воображения, парадоксальной интенции и тренинга самоутверждения).
9-11 лет — называется периодом приспособления, адаптацмм ребенка в коллективе. В этом возрастном диапазоне психотерапевтические подходы схожи с предыдущим этапом.
11-20 лет — подростковый период. Акцент в психотерапии ставится на выбор личностно-ориентированных методов — семейного и группового в интеракционной и структурной моделях. Менее значимыми становятся поведенческие, в особенности гипносуггестивные, методы.
В детской психотерапии используются различные методы, которые призваны заинтересовать ребенка и помочь психотерапевту раскрыть его проблемы, вот лишь некоторые из них:
Игровая психотерапия основана, в сущности, на установлении доверительных отношений между психологом и ребенком в естественной, комфортной обстановке. Специалист в работе с ребенком не действует по заранее намеченной схеме и не принимает на себя какую-либо определенную роль, наблюдая как бы со стороны: он ждет, когда ребенок придет с самим собой в согласие, выразит свои проблемы и найдет новые пути общения с окружающими. Игровая психотерапия позволяет ребенку:
выразить свои переживания и скрытые чувства (агрессия, страх, обида);
приобрести опыт самостоятельного решения внутренних проблем и конфликтов;
принимать ответственность за свои поступки.
Песочная психотерапия помогает ребенку «раскрыться», ведь крайне редко дети могут выразить в словах те переживания, которые их тяготят. Игры в песочнице с разнообразными фигурками дают возможность самовыразиться в свободной и безопасной обстановке. В процессе сеансов приобретают зримую форму детские переживания, надежды, тревоги и внутренние конфликты. Это особенно может помочь детям, переживания которых настолько болезненны, что с ними соприкасаться напрямую тяжело.
Сказкотерапия — это один из наиболее «детских» методов, потому как он обращен к детскому началу любого человека. Через восприятие сказок происходит воспитание ребенка, развитие его внутреннего мира, приобщение к законам жизни и развитие его творческой силы и смекалки. Занятия и тренинги с использованием сказкотерапии позволяют найти первопричину и помогают ребенку достичь внутренней гармонии: в сказке, как и в жизни, гармоничная личность выступает в роли созидателя, а дисгармоничная — разрушителя, в любой сказке — первый побеждает второго, или добро возобладает над злом. Одним из разновидностей сказкотерапии является библиотерапия — в роли инструмента психотерапии выступают литературные произведения.
Есть и другие виды психотерапии, которые годятся для работы с детьми. Практически, каждая психотерапевтическая школа выработала методики для детского возраста. И в работе с детьми следует ориентироваться на нужды терапии, применяя целую гамму средств и методов.
Нет меток