Время — ресурс, или Как объять необъятное
16 Ноя 2010, Опубликовано: SatoriВсе времена мы создаем себе сами, в этом нет сомнения; Бог времени не создал; он дозволил его создать человеку. Петр Чаадаев.
Нам выпало жить в парадоксальный век – с одной стороны, стремительный рывок в информационное поле, с другой – неготовность сразу подстроиться под быстрый темп.
Как же нам наладить свой темп жизни под современный, требующий каждый день расширять границы наших возможностей? Давайте научимся планировать и воспринимать время, как ресурс, который можно использовать с пользой для своего самочувствия.
Не единожды изучали человеческие способности жить при разном темпе. Одни исследования подвели итог, что человеку комфортнее жить в сутках, длящихся 28-32 часа, другие утверждали, что несколько миллиардов назад было не 24 часа в сутках, а всего 10… Разговоры остаются разговорами, а как же простым смертным 21-го века вместить в 24 часа необъятный поток информации и при этом остаться довольными собой, другими и самой жизнью?
Многие ваши знакомые старше 30 расскажут истории, как их бабушки воспитывали минимум четверых детей, ходили при этом на работу, успевали отмечать праздники и чувствовали себя прекрасно. И некоторые и сегодня живут и здравствуют. И жалеют молодежь при этом: с работой тяжело, детей здоровых мало, редко по два ребенка в семье. Что уж тут говорить о разводах! В общем, современная жизнь старшему поколению кажется невероятно запутанной и нерадостной. Но нам-то еще жить! И как-то не хочется думать о самих себе в таком пессимистическом ключе.
А сами можем не успевать даже необходимые запланированные дела и потом себя мучить сравнениями с другими и укорами, что же я такая неорганизованная.
Инженер, социолог и философ Вильфредо Парето, один из основоположников теории элит (считающей, что общество имеет пирамидальную структуру, на вершине которой находится элита — социальный слой, руководящий и направляющий жизнь всего общества) еще два века назад пришел к правилу 20/80: концентрация 20% времени на наиболее важных проблемах может привести к получению 80% результатов. Остальные 80% времени обеспечивают лишь 20% результатов.
Итак, планирование.
Используйте ежедневник, независимо от того ходите вы на работу или работаете дома. Он помогает не держать все дела в голове, постоянно пытаясь о чём-то не забыть и видеть наглядно перед собой объём работы. Отмечайте уже сделанное, и не забывайте планировать не сделанные дела на будущий период. Зная, что у вас всё записано и ежедневник всегда под рукой, вы сможете более точно сосредоточиться на выполняемом задании.
Для начала выберите несколько минут и правильно расставьте для себя приоритеты. Помните, что большинство невыполненных неважных дел, по истечении времени потеряют свою актуальность и вы не пожалеете, что тратили на них время в ущерб важным. Не забывайте и о здоровье – визиты к стоматологу, гинекологу часто откладываются в долгий ящик. В ежедневник пишем «Срочные дела», «Важные, но не такие срочные» (записаться на прием к стоматологу), «Нужные, но не к спеху» (купить осенью на зиму новые перчатки) и «Когда-нибудь желаемые к выполнению» (например, съездить отдохнуть в Эмираты – желание пятилетней давности). Теперь проставьте время на выполнение дел из первых двух разделов, придерживаясь их приоритетности. И не забываем о правиле Парето!
Не позволяйте себе отвлекаться, если у вас действительно мало времени. Выбрасывая ненужные бумаги из ящика стола, можно найти старые фотографии и долго предаваться воспоминаниям, потратив вовсе не лишний час на незапланированное занятие. Отвлечение на телефонные разговоры тоже отнимает много времени, оставляйте их на вечер, когда можно с пользой совместить пассивный отдых после работы с разговором с подружкой. Интернет, телевизор, развлекательные журналы оставьте для выходного.
Срочные дела рекомендуется начать выполнять с утра, не размениваясь на бесконечные телефонные звонки (конечно, если вы не работаете секретарем). По мнению ученых, даже просто начатые дела с утра дают нам ощущение успеха. И если дела масштабные, то выполненные частями, они не покажутся нам нереальными по своему объему. Также крупные задания можно планировать в определенный день недели. Вы морально будете готовы к выполнению.
Призываем помощь себе, не стесняясь! На работе перепоручайте работу, которую может сделать кто-то другой, даже если считаете, что именно вы сделаете все лучше. В противном случае вы не будете успевать более важные дела и накопите усталость от нерешенных задач. В домашних делах такая позиция тоже обычно приводит к переутомлению. Поэтому дайте возможность всем членам семьи участвовать в ведении домашнего хозяйства. Пусть каждый в семье выберет посильную и наиболее приятную для него работу.
Планируя свои дела, не забывайте планировать и отдых! В зависимости от вашего темперамента и активности, наметьте себе периодичность встреч с друзьями. Активный отдых поднимает жизненный тонус и позволяет отвлечь сознание от насущных проблем. После полного отключения мыслей на некоторое время от какого либо нерешённого вопроса, потом может прийти вполне неожиданное и простое решение. И запланируйте себе обязательный один выходной день (даже от домашней работы) в неделю. Он вам жизненно необходим!
И последнее : раз в несколько дней (определите для себя сами период, но лучше не более недели), делайте одно из дел, отложенных в долгий ящик, но со временем потребующее срочного решения. И уже через месяц вы увидите, что таких дел не осталось. Поверьте, вы ощутите большое наслаждение, когда однажды утром проснётесь и поймёте, что у вас «ничего срочного и важного». Получите удовольствие в этот день от ощущения того, что у вас есть время!
Используйте время как ресурс и не забывайте, что независимо от того чем вы занимаетесь в данный момент, качественно и с удовольствием выполненная работа принесёт вам гораздо больше удовлетворения, нежели просто ощущение, что вы это уже сделали!